Мораторий на смертную казнь в России. Когда в России была отменена смертная казнь
Отмена смертной казни в РФ произошла совсем недавно — в самом конце XX века. Из-за этого вокруг данной меры наказания развели много шума, общество волнуется, что мораторий будет снят и «полетят головы». Но так ли это на самом деле?
Что такое мораторий на смертную казнь?
По сути, данное словосочетание означает, что в настоящий момент правительство Российской Федерации полностью отказалось от этого вида наказания и тяжесть совершённого преступления нисколько не изменит положения вещей. Вместо смертной казни Уголовный кодекс предписывает пожизненное заключение под стражу или на определённый судом срок в зависимости от совершённого деяния.
Но мораторий на смертную казнь в России до сих пор считается явлением временным, поскольку на юридическом языке этот термин обозначает воздержание от совершения каких-либо действий до соблюдения соответствующих условий, прописанных в договоре.
Смертная казнь
Ранее этот вид наказания практиковался с завидной частотой и был единственной возможной мерой, предусмотренной Уголовным кодексом за некоторые категории преступлений. В основном смертной казнью каралось убийство или покушение на должностных лиц и известных деятелей.
Такое наказание было предусмотрено только для мужчин от 18 до 65 лет, женщинам также выносились подобные приговоры, но история знает лишь три случая его исполнения. До того как был наложен мораторий на смертную казнь в России, она осуществлялась единственным законным способом — через расстрел.
Во благо справедливости
Мотивом для отмены казней во многих странах мира является вероятность судебной ошибки ценой в жизнь невиновного человека. Отчасти подобный шаг выглядит как неуверенность в компетентности соответствующих органов, но некоторые государства (например, Япония) компенсируют эту брешь в правосудии иначе — вместо отмены данного вида наказания они увеличивают срок содержания приговорённого под стражей для выяснения дополнительных обстоятельств.
Так почему в России мораторий на смертную казнь всё-таки был установлен? Дело в том, что этого шага требовало членство в Совете Европы, куда в 1997 году вступила РФ — иного выхода просто не было.
Тонкости договора
Основные волнения вокруг моратория подняты из-за условий приложения к Европейской Конвенции по правам человека. В нём говорится о том, что смертная казнь лишь на время будет заменена на пожизненное заключение — ровно до тех пор, пока в каждом субъекте Федерации не будет основан суд присяжных. Но почти семь лет назад этот пункт наконец был соблюдён во всех регионах страны, из-за чего общество затронуло такую тему, как снятие моратория на смертную казнь в России.
Этот вопрос действительно был вынесен на рассмотрение, но после изучения всех обстоятельств сложившейся ситуации суд постановил оставить всё как есть. По этой причине самым суровым наказанием, применяемым к особо жестоким преступникам, стало пожизненное заключение. Впрочем, данный термин не совсем точен. Большая часть населения считает, что он подразумевает содержание под стражей до наступления смерти, однако это не так. На деле срок пожизненного заключения составляет 25 лет — считается, что в российских тюрьмах с их условиями содержания невозможно продержаться столько времени. Более того, при отсутствии нареканий по части дисциплины заключённый может быть освобождён после 16 лет отбывания наказания.
Беспокойство вокруг темы смертной казни также создаёт тот факт, что в Уголовном кодексе такая мера наказания всё ещё значится в соответствующем перечне — то есть о её полной отмене речь по-прежнему не идёт, и в любой момент положение дел способно измениться.
Могут ли снять мораторий на смертную казнь в России?
Больше половины жителей страны действительно поддерживают такое решение, но подобное развитие ситуации возможно лишь в одном случае — если РФ выйдет из состава Совета Европы. Пожалуй, это самый скверный из возможных вариантов, поскольку тогда с России полностью спадут любые международные обязательства, в том числе и те, что были предписаны Конвенцией по правам человека.
Неизвестно, что в этом случае станет с законодательством страны, поскольку сейчас оно крепко связано подписанными договорами с Европой. Для развития России очень важно сохранение данного аспекта, вне зависимости от мнения самого населения, поскольку именно по нему и ударит выход РФ из ПАСЕ. Отмена казни является только одним из обязательств, возложенных на страну в процессе её вступления в организацию, но между тем их сотни.
Что касается такой щекотливой темы, как снятие моратория на смертную казнь в России, то до тех пор, пока она входит в состав Совета Европы, данное действие невозможно. Пока же речи о том, что РФ собирается покинуть организацию, не заводилось.
fb.ru
Что такое мораторий на смертную казнь 🚩 Уголовное право
Смертная казнь в Российской Федерации была предусмотрена Уголовным кодексом РФ, который определял основные виды наказаний за различные преступления. В частности, он устанавливал, что смертная казнь в нашей стране применялась к мужчинам в возрасте от 18 до 65 лет за совершение ими таких деяний, как убийство, геноцид, а также покушение на убийство некоторых категорий граждан — сотрудников правоохранительных органов, видных государственных или общественных деятелей или лиц, осуществляющих расследование преступлений или правосудие.
Осуществление смертной казни, согласно законодательству, можно было производить при помощи единственного способа — расстрела. В последний раз это было осуществлено в 1996 году, а после этого ситуация со смертной казнью в России резко изменилась.
Во всем мире основным мотивом для стран, вводящих в отношении своих граждан мораторий на смертную казнь, является вероятность ошибки правосудия, которая может привести к гибели невиновного человека. В апреле 1997 года Российская Федерация вступила в Совет Европы, и одним из условий ее членства в этой организации выступало введение в стране соответствующего моратория, что и было сделано.
При этом условия протокола № 6, являющегося приложением к Европейской конвенции по правам человека, который подписала Россия, предполагали, что мораторий в нашей стране вводится до тех пор, пока в каждом субъекте Федерации не появится суд присяжных. 1 января 2010 года процесс формирования этого института в Российской Федерации был полностью завершен: суд присяжных появился в последнем субъекте Федерации, где его до сих пор не существовало — в Чеченской республике.
В этой связи вопрос о сохранении или отмене моратория был внесен на рассмотрение Конституционного суда РФ, который, изучив все имеющиеся обстоятельства данной ситуации, постановил сохранить действие моратория на территории страны. Таким образом, в настоящее время наиболее строгой мерой наказания, которая применяется к преступникам, совершившим самые опасные с точки зрения общества деяния, является пожизненное заключение. Однако следует иметь в виду, что статья 44 Уголовного кодекса Российской Федерации по-прежнему содержит упоминание смертной казни в перечне видов наказаний, которые могут быть применены к преступникам.
Связанная статья
Женщины, приговоренные к смертной казни в СССР
Источники:
- Мораторий на смертную казнь
www.kakprosto.ru
Николай Стариков: мораторий на смертную казнь в России должен быть снят
Источник: http://www.m24.ru/
Казнить нельзя помиловать: будет ли в России снят мораторий на смертную казнь
В Госдуме предложили выносить приговоры о смертной казни с отсрочкой. С таким заявлением выступил председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев. Эксперты рассказали m24.ru, может ли в России появиться новая практика наказания подсудимых. Сетевое издание также выяснило, как в мире происходит исполнение смертных приговоров на примерах США и Китая.
В Госдуме предложили изменить порядок моратория на смертную казнь в России. Однако, по его мнению, наказание нужно не применять, а давать отсрочку применения.
В настоящее время суды не выносят решений о смертной казни, максимально суровый приговор – пожизненное лишение свободы. Председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев предлагает пересмотреть действующий мораторий – выносить приговоры о смертной казни, но не реализуя их. Таким образом, может даваться правовая оценка наиболее тяжким преступлениям – таким, как терроризм.
«В случаях совершения особо тяжких преступлений, когда страдает огромное количество людей, когда погибают люди от взрывов, от террористических актов, чтобы в приговоре прописывали высшую меру наказания, но отсрочивали наказание до того, как появится понимание, что надо эту меру применять», – заявил Пискарев.
Отмечается, что до этого момента обвиняемый будет отбывать пожизненное заключение. Пискарев также добавил, что страшные преступления должны караться самым суровым образом. В России и в Европе придет понимание необходимости применения смертной казни, уверен он.
Позднее в Кремле прокомментировали эту инициативу. С соответствующим заявлением выступил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Нет, не слышал. Это инициатива депутатов, поэтому… Мы не знаем, что это за инициатива», – сказал он журналистам. Песков добавил, что позиция Владимира Путина по этому вопросу хорошо известна, и он неоднократно об этом говорил.
«Мораторий должен быть снят, но ее применение должно стать процедурой, которое свело бы к нулю вероятность ошибки»
По мнению председателя Партии Великое Отечество Николая Старикова, мораторий на смертную казнь в России должен быть снят, а процедура приведения в приговора в исполнение максимально «обезопасить» от ошибки.
«К сожалению, в юридической практике случались такие ошибки, поэтому до исполнения приговора необходимо дать возможность обвиняемому подать на апелляцию, а также дать возможность обратиться к главе государства. И только, когда все эти меры исчерпаны, – приводить приговор в исполнение. По моему мнению, смертная казнь должна применяться, мораторий должен быть снят, но ее применение должно стать процедурой, которое свело бы к нулю вероятность ошибки», – рассказал председатель партии в беседе с m24.ru.
Он также отметил, что мораторий был введен в стране по причине вступления России в Совет Европы, членство в этой организации требовало запрета на смертную казнь.
«Замечу, что сейчас Россия в работе этого совета практически не участвует и нас там всячески третируют. Поэтому решение сохранять мораторий – глубоко ошибочное», – заключил Стариков.
Отметим, что в программе Партии Великое Отечество, в разделе «Методы», пятый пункт касается отмены моратория на смертную казнь.
«Отказ от моратория на смертную казнь для тягчайших преступлений: измена Родине, преступления против детей, распространение наркотиков, терроризм, коррупция (в особо крупных размерах). Конфискация имущества преступников по таким преступлениям», – говорится в документе.
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В РОССИИ. КАК ЭТО БЫЛО
Смертная казнь в Российской Федерации по действующей Конституции 1993 года (Глава II, статья 20, п. 2 «Права и свободы человека и гражданина») впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
Однако 16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об отмене смертной казни. 19 ноября 2009 года Конституционный суд Российской Федерации принял решение, согласно которому ни один суд в стране более не может выносить смертные приговоры.
В Постсоветской России (до 1996 года) смертная казнь могла служить мерой наказания за взятничество, за превышения должностных обязанностей, за террористический акт, за изнасилование (в том числе несовершеннолетних) и т.д.
Единственным видом смертной казни в России являлся расстрел. Исполнение смертельного наказание не могло применяться по отношению к женщинам, а также к несовершеннолетним, и мужчинам, достигшим возраста более 65 лет. В порядке помилования смертная казнь могла быть заменена на пожизненное лишение свободы или лишением свободы сроков 25 лет.
«Главные доводы противников смертной казни – это судебные ошибки, и когда уровень этих ошибок приблизится к нулю, тогда вопрос будет пересмотрен»
Член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов рассказал m24.ru, что среди защитников прав человека существуют мнения о том, что мораторий следует отменить.
«Председатель совета (Михаил Федотов – m24.ru) считает, что инициатива депутат Госдумы – способ „пропиарить“ себя. Другие правозащитники – что над извергами должно вершиться правосудие. На примере западных государств, в цитадели демократии – США, смертная казнь применяется и даже не приостановлена в отличие от России. Та конструкция, которую нашли российские законодатели, – это оптимальная модель регулирования такого вида наказания», – пояснил член СПЧ.
Он добавил, что вопрос может обсуждаться, но в любом случае вынесение смертельного приговора должно быть с обязательной отсрочкой.
«Главные доводы противников смертной казни – это судебные ошибки (казнь невиновного), и когда уровень этих ошибок приблизится к нулю, тогда вопрос будет пересмотрен», – сказал правозащитник.
Борисов также прокомментировал возможное наказание в виде смертной казни для таких преступников, как тверской стрелок, который убил из охотничьего карабина «Сайга» девять человек.
«Сердце требует незамедлительной кары для этого человека, но с другой стороны, мы цивилизованное общество. Но именно этот случай говорит, что не помогут никакие другие виды наказания. Однако сейчас мы находимся в поиске оптимальной модели в обеспечении правопорядка в обществе. Но сам факт возобновления дискуссии о снятии моратория, говорит о том, что с одной стороны, законодатели могут снять его, что возможно сможет предупредить особо тяжкие массовые преступления как, например, терроризм. С другой стороны – это не будет считаться гуманным актом», – заключил эксперт.
«ЦИТАДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ»: СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ
Смертная казнь в США является законным наказанием в 31 штате. Об этом говорится в федеральном законодательстве страны. В соответствии с Восьмой поправкой к Конституции Штатов смертельное наказание применимо ограничено – к убийствам с отягчающими обстоятельствами, совершенными вменяемыми совершеннолетними людьми.
По статистике, за 2015 год в стране было казнено 28 человек (штат Техас – 13 человек, штат Миссури – 6 человек, штат Джорджия – 5, штат Флорида – 2, штаты Вирджиния и Оклахома – по одному в каждом), и более двух тысяч человек находились в камерах смертников в ожидании приговора. Стоит отметить, что почти 53 процента казненных людей с 1976 года в США – афроамериканцы.
В настоящее время законы различных штатов предусматривают пять способов смертной казни: через повешение, расстрел, электрический стул, газовая камера (в штате Калифорния обвиняемый может выбрать этот вид наказания, вместо инъекции) и смертельная инъекция (вместе с которой может также ввестись инъекция с обезболивающим, чтобы облегчить физические страдания подсудимого).
Культура смертной казни в Штатах включает в себя право обвиняемого на последний ужин, который будет приготовлен за несколько часов до казни в соответствии с его просьбой, и право на последнее слово перед исполнением приговора. При казни присутствуют свидетели, в том числе родственники осужденного и его жертв, адвокаты и священник.
С 1976 года в Соединенных Штатах было казнено около 1,5 тысячи человек.
«Смысл отсрочки в том, чтобы не приводить потом приговор в исполнение»
Профессор, доктор юридических наук Виталий Квашис считает инициативу Госдумы «глупой идеей», которая на практике не принесет должной пользы.
«Смысл отсрочки в том, чтобы не приводить потом приговор в исполнение. Такая отсрочка есть в Китае, она дается сроком на год или два. Это время покажет, опасен человек или нет. Если нет, то ему заменят приговор на пожизненное заключение. Эта мера наказания гораздо эффективнее», – пояснил эксперт.
Он добавил, что в США такой практике нет, однако в Америке приговор может подолгу не приводится в исполнение, но по причине длительных судебных тяжб.
«Приговор могут привести в исполнения и через 20 лет. За это время идут бесконечные апелляционные процедуры, даже если Верховный суд вынес приговор», – сказал Квашис.
СМЕРТЕЛЬНЫЙ КОНВЕЙЕР В КИТАЕ
В Китае смертная казнь применяется чаще, чем в любой другой стране. Официальная статистика не располагает точными данными о казненных – ориентировочно их число составляет около 5 тысяч человек в год. В настоящее время смертная казнь применяется как наказание за 46 преступлений. Большинство приговоров применяется за незаконный оборот наркотиков в крупных размерах.
Стоит отметить, что смертная казнь не применяется в Гонконге и Макао, которые являются самостоятельными юрисдикциями. Согласно статьи 49 китайского уголовного кодекса, запрещено применять смертный приговор в отношении преступников, которым было менее 18 лет на момент совершения преступления.
Однако в Поднебесной существует практика вынесения смертного приговора с отсрочкой исполнения на 2 года. Чаще всего такая отсрочка означает освобождение от смертной казни, так как согласно статье 50 Уголовного кодекса КНР, если в ходе этого срока осужденный не совершит умышленного преступления, то ему могут заменить смертный приговор на пожизненное заключение (или даже ограничится лишением свободы на срок от 15 до 20 лет).
В настоящее время в Китае смертная казнь осуществляется посредством смертельной инъекции. До этого применялся расстрел. Исполнение приговора объявляется публично. Он может быть выполнен на специально отведенных для этого территориях, в местах содержания под стражей или в специальных передвижных фургонах.
Смертельная инъекция чаще используется для осужденных за экономические преступления и взятничество, в то время как расстрелы используются для приговоренных за убийство и наркоторговлю. Использование инъекций признано соответствующим комитетом Центрального народного правительства как самый гуманный способ приведения смертного приговора в действие.
Кристина Оленёва
Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.
nstarikov.ru
Мораторий на смертную казнь России
В конце 90-х Россия была приглашена в Европейский Совет, но одним из условий подписания документа о международном соглашении была отмена смертной казни.
Предлагаем детально изучить вопрос, когда данное условие было введено и принят закон, ожидается ли его отмена в свете последних событий.
Мораторий на смертную казнь что это — описание
Мораторий это запрет на применение смертной казни. В действующей Конституции России от 1993 указано, что эта мера пресечения имела характер временный и с апреля 1997 года больше не может быть ни применена, ни назначена (отмена такого вида наказания). Но Конституционным судом данный вопрос был разъяснен позже, в 2009 году. Отметим, что в российском законодательстве этот вид уголовного наказания (норма) остался, хотя и не применяется фактически, поскольку противоречит протоколу международных отношений России, а именно Венской конвенсии (согласно протоколу №: 6 о международных соглашениях).
В частности законодательство содержит норму, в которой указано, что применить исключительную меру по отношению к преступнику можно, но при условии предоставления ему права воспользоваться советом присяжных в суде. Но та же норма указывает, что мера наказания в виде смертной казни может применяться, если она не противоречит Международным договорам.
Когда в России ввели мораторий на смертную казнь?
В каком году ввели мораторий на смертную казнь в России? Фактически Президент страны прекратил визировать такие приговоры с 1996 года, когда Россия была приглашена к подписанию документа о международных соглашениях, чем фактически заблокировал возможность приведения в действие таких приговоров (последний приговор датируется 1996 годом, когда и был приведен в действие). Но в некоторых регионах, в которых не были введены суды присяжных, такая мера все же назначалась и применялась, например, в Чечне.
Отдельная норма появилась позже в 2009 году, в которой упоминалось о невозможности назначения смертной казни (т.е. фактически был введен мораторий) даже в Чечне ввиду того, что в государстве сформировалась устойчивые гарантии по правам человека, т.е. в обществе сложился определенный конституционно-правовой режим. так законопроект начал действовать с января 2010.
Возникла проблема? Позвоните юристу:
+7 (499) 703-46-28 — Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 — Санкт-Петербург, Ленинградская область
Мораторий на смертную казнь в РФ документ
Главный документ, который контролирует эти вопросы – протокол №6 в Венской конвенсии по защите прав и свобод человека (право не быть лишенным жизни даже по суду). Его подписание датируется 1997 годом, но фактически на большей части страны эта мера пресечения перестала применяться годом ранее. Документ еще не ратифицирован, но согласно венским договоренностям в государстве, которое подписало договор, должен быть введен мораторий до ратификации.
За и против моратория на смертную казнь
Из тех, кто против (т.е. за отмену), высказывал мнение о нежелании содержать за счет государственной казны насильников (особенно педофилов), жестоких убийц и экстремистов. К тому же согласно статистике более 33% преступлений совершаются ранее судимыми гражданами, т.е. рецидивистами. Одним из главных аргументов противников служит увеличение числа особо тяжких преступлений, направленных против жизни человека. В некоторых регионах процентное соотношение роста преступности достигает 19 % (!).
С другой стороны из тех, кто высказывали одобрение, фигурировали мнения о несовершенстве судебной системы, ошибках и прочих деталях, которые бесспорно имеют место быть. Другими словами противники отмены моратория не желают быть причастными к ошибочному лишению жизни граждан.
Когда в России отменят мораторий на смертную казнь?
Напомним, введение моратория было связано со стремлением России угодить Европе, но в свете последних событий Правительство намерено пересмотреть некоторые нормы для защиты своих граждан. В результате еще с прошлого 2015 года ведутся активные разговоры о введении отмены моратория на смертную казнь для террористов и их родственников в России. На сегодня документ об отмене не подписан, поэтому чтобы быть в курсе событий по вопросу не только введения, но и отмены необходимо следить за последними новостями.
Задать вопрос юристу
По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!
pfgfx.ru
Кому в России грозит смертная казнь, если на неё отменят мораторий? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Последнее обновление 18 марта 2015 г.
По мнению депутата, высшая мера наказания должна применяться к педофилам, серийным убийцам и террористам.
В настоящий момент в России действует мораторий на применение смертной казни. АиФ.ru изучил, кому грозит высшая мера наказания в случае отмены моратория и внесения изменений в законодательство.
Могут ли пересмотреть наказание осуждённым после отмены моратория?
В случае отмены моратория на смертную казнь те лица, которые были приговорены к смертной казни, имеют право ходатайствовать о помиловании независимо от того, ходатайствовали ли они об этом до введения моратория или нет.
Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются:
- вступивший в законную силу приговор суда;
- решение Президента Российской Федерации об отклонении ходатайства осуждённого о помиловании;
- решение Президента Российской Федерации о неприменении помилования к осуждённому, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании.
Поскольку изменения в Уголовный кодекс могут одновременно и усиливать, и смягчать наказание по сравнению с прежними законодательными нормами, для осуждённых в таком случае применяется закон, в соответствии с которым за конкретное преступление может быть назначено более мягкое наказание. Это прописано в статье 10 УК РФ, которая гласит, что Уголовный закон, усиливающий наказание или ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Что предусматривает нынешнее законодательство?
Согласно Конституции Российской Федерации, смертная казнь может применяться только за убийство.
В Уголовном кодексе РФ данная мера включена для таких видов преступлений:
- умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах;
- посягательство на жизнь общественного или государственного деятеля;
- посягательство на жизнь лица, которое осуществляет расследование или правосудие;
- посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов;
- геноцид.
При этом, согласно российскому законодательству, смертная казнь не назначается:
- женщинам,
- лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет,
- мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста,
- лицам, выданным России иностранным государством.
Сейчас, ввиду моратория, смертная казнь заменяется пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный срок.
Также смертная казнь может быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК).
В связи с чем в России отменили применение смертной казни?
В настоящий момент в России на смертную казнь введен двойной мораторий.
1. Применение смертной казни в стране невозможно, поскольку Россия подписала протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, приняв на себя обязательство отменить этот вид уголовного наказания.
Следует отметить, что в тексте Европейской конвенции о защите прав человека, в отличие от Протокола № 6, говорится: «Никто не может быть умышленно лишён жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание» (пункт 1 статьи 2). Значит, сама конвенция, в отличие от Протокола № 6, в принципе не исключает сохранения смертной казни в каком-либо государстве Европы.
2. Кроме протокола, высшая мера наказания, которая всё ещё «формально» присутствует в Уголовном кодексе, подписан и указ президента о неприменении смертной казни и решение Конституционного суда о том, что такие приговоры не могут выноситься.
Конституционный Суд признал, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время смертная казнь в России не может не только исполняться, но и назначаться судами.
Мораторий на смертную казнь был введён 16 апреля 1997 года. Он истекал 1 января 2010 года, однако в ноябре 2009 года Конституционный суд продлил его до того момента, как Госдума ратифицирует протокол об отмене смертной казни.
Сколько осуждённых сейчас приговорено к пожизненному заключению?
В 2013 году 73 осуждённых были приговорены к высшей мере — пожизненному лишению свободы.
По состоянию на 1 апреля 2014 года в России отбывают пожизненный срок 1874 осуждённых, свидетельствуют данные Федеральной службы исполнения наказаний.
Осуждённые содержатся в пяти специальных колониях, право на условно-досрочное освобождение у них появляется через 25 лет.
Когда в России в последний раз выносили смертный приговор?
Последний смертный приговор в России был приведён в исполнение 2 сентября 1996 года. Тогда был расстрелян серийный маньяк Сергей Головкин, известный также как «Фишер» или «Удав».
Жертвами маньяка стали 11 мальчиков в период между 1986 и 1992 годами. Все убийства, за исключением первого, совершены на территории Одинцовского района Московской области.
Применение смертной казни за рубежом.
Сейчас единственной европейской страной, которая использует смертную казнь в качестве высшей меры наказания, остаётся Белоруссия. В последний раз белорусские власти применили смертную казнь в середине апреля 2014 года, когда был расстрелян студент исторического факультета БГУ Павел Селюн, обвиненный в двойном убийстве.
Возвращение смертной казни обсуждается в Казахстане, её предлагают применять за терроризм и покушение на жизнь президента.
В пятёрке стран с наибольшим количеством приведения в исполнение смертных приговоров — Соединенные Штаты Америки. Чаще них казнят только в Китае, Иране, Ираке и Саудовской Аравии.
aif.ru
Правовые проблемы моратория на смертную казнь
Н.И. ПОЛИЩУК,
кандидат юридических наук, доцент(Академия ФСИН России)
В условиях перехода России к рыночной экономике, формирования гражданского общества и правового государства возрастает потребность в оптимизации национальной правовой системы. Закрепление в Конституции РФ положения о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15), свидетельствует о том, что соблюдение прав человека (гражданина) перестало быть исключительно внутренним делом. Оно переросло в фактор международной политики и стало объектом заботы мирового сообщества.
Перемены, происходящие в обществе, предъявляют высокие требования к работе правоохранительных органов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан. Система уголовных наказаний базируется на юридических традициях и школах, которые динамично развивались на протяжении нескольких столетий. Начиная со времени правления Ярослава Мудрого (Русская Правда) шла постоянная, кропотливая работа по юридическому закреплению новых форм и методов уголовного преследования. К середине XIX века благодаря энтузиазму практических работников и мудрости ученых-теоретиков сложилась достойная правовая система, доказавшая, что она способна не только наказывать преступника за содеянное, но и работать на перспективу, т. е. прогнозировать свое развитие.
Построение демократического правового государства невозможно без соблюдения законности и правопорядка, поэтому, чтобы избежать ошибок, практические работники настоятельно требуют как легального, так и научного толкования тех или иных норм, связанных с назначением и исполнением уголовных наказаний. Сотрудники правоохранительных органов стремятся соблюдать законность и правопорядок, что, в свою очередь, способствует предупреждению и искоренению преступности в стране.
Смертная казнь — одно из самых древних видов наказания, которое придумало и которым пользуется человечество на протяжении многих столетий. Истоки этого явления лежат в обычае кровной мести, когда убийство себе подобного несло характер справедливого возмездия и священности.
Несмотря на то что цивилизация прошла длительный путь развития, сделала значительные шаги в области назначения и исполнения наказаний, постигла истину того, что жизнь дарована человеку природой (высшей силой) и отбирать ее ему подобные существа не имеют права, смертная казнь как исключительная мера уголовного наказания присутствует в законодательстве многих стран.
Проблема смертной казни — не просто проблема одного из видов уголовного наказания, так как ее назначение и исполнение затрагивают многие социальные, правовые, политические, экономические, нравственные, психологические, криминологические и другие сферы общественной жизни. Ее применение, как и мораторий, требует глубокого, всестороннего научного анализа и прогнозирования возможных последствий.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Допускаются случаи, когда человек, гражданин может быть правомерно лишен жизни[1]. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 20).
История отечественного государства и права свидетельствует о том, что применение смертной казни решалось преимущественно с политических позиций. Экономические, социальные, психологические и другие составляющие этого правового института всегда отступали на второй план. В СССР этот вид уголовного наказания был доведен до абсурда, так как его массовое использование аргументировалось необходимостью ведения борьбы не с внешними, а с внутренними врагами. Более того, идеологи смертной казни, уверовав в свою юридическую гениальность, для расправы над политическими противниками (врагами народа) заложили в ее основу классовый подход в форме диктатуры пролетариата. Все это и привело к печально известным массовым репрессиям советского народа, в том числе по уничтожению элиты общества.
Важной предпосылкой для реформирования правовой системы послужило вступление России в Совет Европы. После принятия Федерального закона от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» ускорилось осуществление правовой и судебной реформы. Наша страна приняла на себя ряд обязательств, одно из которых — приведение национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами и стандартами.
Согласно Заключению Совета Европы № 193 по заявке России на вступление в Совет Европы 1996 года с целью соответствия критериям членства в Совете Европы (ст. 3 Устава Совета Европы) Россия должна была наряду с другими требованиями подписать в течение года и ратифицировать не позднее чем через 3 года с момента вступления Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Статья 2 Конвенции допускает возможность применения судами смертной казни в случаях, исчерпывающе предусмотренных законом. Протокол № 6 к этой Конвенции предусматривает, что государства—члены Совета Европы отменяют смертную казнь, сохраняя возможность ее применения в законе только в военное время.
Исполняя принятые обязательства, Россия дала обещание отменить смертную казнь и исключить ее из системы уголовных наказаний. В связи с этим Президент РФ подписал Указ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» (далее — Указ Президента РФ № 724). Во исполнение решения Совета Европы о предоставлении России трех лет на ратификацию Протокола № 6 Президент РФ издал распоряжение от 27.02.1997 № 53-рп «О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.».
Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года согласие на обязательность договора выражается ратификацией, если:
· договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;
· иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;
· представитель государства подписал договор под условием ратификации;
· намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.
Позиция России выражена в Федеральном законе от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», включившем в этот перечень договоры России:
· исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также установления иных правил, чем предусмотрено законом;
· предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина.
Ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона, однако Федеральное собрание РФ до сих пор не ратифицировало Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституционный суд РФ в постановлении от 02.02.1999 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”” в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» (далее — постановление Конституционного суда РФ № 3-П) констатировал, что Федеральное собрание РФ располагало достаточным временем для выполнения предписаний ч. 2 ст. 20 и абзаца первого п. 6 разд. II Конституции РФ. Это обстоятельство ставит под сомнение легитимность данного нормативного акта, вносит определенную неразбериху в область правоприменительной деятельности и порождает дискуссии в научных кругах.
Примечательно, что Россия продолжает придерживаться моратория на исполнение смертных приговоров. Суды используют в качестве альтернативы исключительной мере наказания пожизненное лишение свободы или лишение свободы на срок 25 лет. Основанием для применения этого нормативного установления являются Указ Президента РФ № 724 и постановление Конституционного суда РФ № 3-П, т. е. действуют два моратория на применение смертной казни, которые установили запрет всем судам приговаривать преступников к высшей мере наказания.
Практика Конституционного суда РФ позволяет отметить его позитивный вклад в обновление положений ряда уголовно-процессуальных норм. Между тем в решении, которым он ориентировал практиков на применение моратория на смертную казнь, имеются вопросы. Конституционный суд РФ руководствовался не правовыми нормами, а политической конъюнктурой, выраженной в стремлении угодить амбициям высших должностных лиц государства, старающихся любой ценой попасть в Совет Европы. Положенные в основу постановления Конституционного суда РФ № 3-П цели и приведенные в нем доводы подкупают обывателей своей откровенностью и благими намерениями, однако акт направлен на защиту прав и законных интересов только одной стороны уголовного судопроизводства — стороны защиты. Другая сторона, пострадавшая в результате преступного посягательства, т. е. сторона обвинения, не упоминается. Между тем она также имеет право на возмещение причиненного ущерба и наступления справедливого возмездия.
Статья 19 Конституции РФ закрепляет равенство всех граждан перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом (ст. 52 Конституции РФ). Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Кроме того, принимая постановление № 3-П, Конституционный суд РФ не учитывал положения действовавших в тот период УК РФ, УПК РФ, ГК РФ (частей первой и второй), а также иных федеральных законов. Не были исследованы указы и распоряжения Президента РФ, другие нормативные акты, которые имели правовые нормы, регламентирующие этот вид уголовного наказания.
В постановлении Конституционного суда РФ № 3-П большое внимание уделяется анализу функционирования на территории России суда присяжных. В нем отмечается незыблемость конституционных установлений, гарантирующих каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого законом установлено наказание в виде смертной казни, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Конституционный суд РФ постановил, что с момента вступления в силу постановления № 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, предоставлено право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.
Примечательно, что эти положения изначально нацелены не на соблюдение законодательства, а на сдерживание применения смертной казни, так как в тот период в одних субъектах Федерации были созданы суды присяжных, а в других шла интенсивная работа по их формированию. В настоящее время суды присяжных заседателей созданы во всех субъектах Федерации, за исключением Чечни. В такой ситуации уравниловка неуместна, поскольку ущемляет права и законные интересы граждан, живущих в иных субъектах Федерации, которые желают осуществления правосудия согласно УПК РФ (глава 42).
Более того, в постановлении Конституционного суда РФ № 3-П изначально заложены двойные стандарты, позволяющие свободно манипулировать нормами УПК РФ. Так, если дело слушалось с участием присяжных заседателей, которые вынесли вердикт «не виновен», — это законно и отсутствие суда присяжных в Чечне не имеет значения. Но если присяжные вынесли вердикт «виновен», действует иное правило: так как нет суда присяжных в одном из субъектов Федерации, смертную казнь применять нельзя, необходимо подождать, пока будет создан суд присяжных в Чечне.
Возникают закономерные вопросы: где логика? где здравый смысл? Кто насаждает нашему законодательству двойные стандарты? С чьей помощью они уживаются и вынуждены применяться?
Нельзя сказать, что постановление Конституционного суда РФ № 3-П (как и Указ Президента РФ № 724) добавило авторитета нашему законодательству. В этих нормативных актах присутствуют элементы государственного правового нигилизма, поскольку игнорируются федеральные законы, отдается предпочтение нормативным актам, имеющим меньшую юридическую силу, и делается упор на нератифицированные международные договоры. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что эти действия исходят от высших органов и должностных лиц государства, которые сами являются гарантами соблюдения Конституции РФ и федеральных законов.
Недостатком этих нормативных актов является и то, что они не дают четкого представления о правовой сущности моратория на смертную казнь, а также понятия этого правового института; не раскрыты его содержание, функции, задачи и т. д. Не понятно, что такое отсрочка исполнения наказания, — акт об амнистии, помилование или среднее между ними?
Исходя из процедуры применения, мораторий на смертную казнь напоминает акт об амнистии, так как распространяется не на конкретное лицо, а на статьи УК РФ, предусматривающие исключительную меру наказания — смертную казнь. Однако по остальным канонам это не амнистия, так как по Конституции РФ амнистия объявляется Государственной думой в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц (ст. 103). Актом об амнистии лица, совершившие преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. Кроме того, с некоторых лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. Любая амнистия носит разовый характер и не предусматривает отмену и изменение норм уголовного закона за определенный вид преступлений.
Обычно постановление об амнистии приурочивается к тем или иным знаменательным датам и событиям в жизни государства. На осужденных, подпадающих под ее действие, администрация исправительного учреждения готовит необходимые документы (данные о прежних судимостях, характеристику, справку о наличии поощрений и взысканий и т. д.) и передает их для решения вопроса об амнистии в вышестоящие инстанции.
Если применение акта об амнистии возложено на администрацию исправительного учреждения, юридическим основанием (завершающим процессуальным юридическим фактом) для освобождения осужденного служит постановление начальника исправительного учреждения, утвержденное вышестоящим органом и санкционированное прокурором. В случаях, когда проведение амнистии возложено на специальные комиссии, уполномоченные на то Государственной думой, основанием для освобождения служит постановление комиссии.
Указ Президента РФ № 724 исполняют суды, о которых вообще не упоминается ни в одном нормативном акте, регулирующем процессуальный порядок применения амнистии.
Применение моратория на смертную казнь не соответствует и акту о помиловании, так как согласно ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ помилование осуществляет Президент РФ в отношении индивидуально-определенного лица. Актом о помиловании лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.
С лица, отбывшего наказание, актом о помиловании может быть снята судимость.
Осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказания. При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет в присутствии прокурора акт. Акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту РФ. Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.
Мораторий на смертную казнь не соответствует понятию отсрочки исполнения наказания, так как отсрочено может быть исполнение приговора в отношении обстоятельств, перечисленных в ст. 398 УПК РФ. Лица, приговоренные к исключительной мере наказания, под ее действие не подпадают.
Согласно аналитическим опросам, большинство населения (до 80%) против отмены смертной казни и помилования осужденных к этому виду наказания[2]. Позиция населения усилилась после тяжких преступлений, связанных с массовой гибелью людей. Общество, желая наступления справедливого возмездия за преступления, все больше тяготеет к отказу от помилования и реальному исполнению смертной казни (см., например, письмо 100 ученых, известных общественных деятелей, Президенту РФ). Известные ученые предупреждают, что массовое применение помилования преступников является не проявлением милосердия и снисходительности, а способом воспрепятствовать исполнению правосудных, вступивших в законную силу приговоров[3].
Ссылаясь на многочисленные требования граждан возобновить применение смертной казни, 15 февраля 2002 г. Государственная дума приняла обращение к главе государства, в котором заявила, что считает «преждевременной ратификацию Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года». По мнению большинства депутатов, недопустимо игнорировать в угоду внешнеполитическим интересам волю народа, который не приемлет отмену смертной казни.
Существует еще одна немаловажная сторона этого вопроса — экономическая. До сих пор никто из числа государственных чиновников не дал ответа на вопросы: в какую сумму федеральной казне и налогоплательщику обходится мораторий на применение смертной казни; сколько тратится ежегодно государственных денег на содержание одного осужденного к пожизненному лишению свободы? При современном уровне жизни большинства населения России обнародование этих данных чревато новым социальным взрывом и увеличением количества сторонников, выступающих за отмену моратория.
Кроме того, в современном правовом поле, регламентирующем мораторий на применение смертной казни, не учитывается мнение самого осужденного. Согласно данным специальной переписи осужденных к лишению свободы (ноябрь 1999 года), 12,8% осужденных к смертной казни не обращались к Президенту РФ с ходатайством о помиловании[4], но были им помилованы.
Особую тревогу вызывают перспективы этого правового предписания. В 2007 году в Чечне должен быть создан суд присяжных, и постановление Конституционного суда РФ № 3-П утратит силу. По истечении этого периода, если не будет ратифицирован Протокол № 6, суды вправе назначать смертную казнь в качестве меры наказания, предусмотренную УК РФ. Вновь появится дилемма между выполнением российского законодательства и необходимостью исполнения взятых на себя международных обязательств при вступлении в Совет Европы.
Мораторий на применение смертной казни в таком виде, в котором он существует в настоящее время, незаконен. Подтверждением этому служат следующие факты:
· его объявление не предусмотрено Конституцией РФ и соответствующими федеральными законами;
· несмотря на то что с момента издания Указа Президента РФ № 724 прошло более 11 лет, принятия постановления Конституционного суда РФ № 3-П — более 8 лет, соответствующие изменения (дополнения) в федеральные законы так и не внесены;
· Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод не ратифицирован, а значит, все его нормативные предписания не имеют юридической силы;
· рекомендованный судам Указ Президента РФ № 724 имеет меньшую юридическую силу по сравнению с Конституцией РФ и другими федеральными законами, регламентирующими данный вид уголовного наказания, следовательно, его применение судами общей юрисдикции незаконно.
Любые правовые отношения должны претворяться в жизнь строго в рамках законодательства. В демократическом правовом государстве, которым провозгласила себя Россия, не должно быть ни одного юридического действия, совершаемого вне закона.
Библиография
1 См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. — М., 2004. С. 135.
2 См.: Саженков Ю.В., Селиверстов В.И. Правовые проблемы помилования в России. — М., 2007. С. 93.
3 См.: Корецкий Д.А. Концепция института помилования как проблема политики // Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ (теоретические и практические аспекты реализации)»: Мат-лы науч.-практ. конф. (24—25 октября 2002 г., г. Брянск). — Брянск, 2002. С. 98; Гулиев В.Е. Отмена смертной казни — преступное непротивление злу насилием // Юрид. мир. 2002. № 1.
4 См.: Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. А.С. Михлина. — М., 2001. Т. 2. С. 378.
Чтобы получить короткую ссылку на этот материал, скопируйте ее в адресной строке браузера и нажмите на кнопку:
www.sovremennoepravo.ru
Мораторий на смертную казнь продлен — Российская газета
Вчера Конституционный суд своим определением фактически превратил мораторий на смертную казнь в «необратимый процесс».
Проблема отмены смертной казни сложна тем, что у всякого есть свое мнение по этому поводу. Так что появление запроса Верховного суда в Конституционном суде о разъяснении пункта 5 резолютивной части постановления КС РФ от 2 февраля 1999 года означало, что вскоре можно ожидать появления широкой дискуссии и теперь даже на улице начнут обсуждать, должны ли мы казнить своих преступников.
Вчера Конституционный суд огласил определение (этот документ имеет такую же нормативную силу, как и постановление), где подробно рассматривает затруднения, с которыми могли столкнуться суды общей юрисдикции с 1 января 2010 года. Напомним, что когда в середине 90-х годов Россия решила сотрудничать с Европой, то одним из условий должна была стать ратификация протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Протокол предполагал отмену смертной казни в мирное время, РФ подписала его 16 апреля 1997 года, подписала, но не ратифицировала. Хотя президент и обращался по этому поводу в Государственную Думу в августе 1999 года. А Дума, в ответ, в феврале 2002 года принимает обращение к президенту о преждевременности ратификации. Тем не менее протокол остался в нижней палате российского парламента. А из ситуации выходили благодаря постановлению Конституционного суда. Дело в том, что часть 2 статьи 20 Конституции РФ гласит, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться в качестве исключительной меры наказания при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Однако к концу 90-х годов суды присяжных как полноценный институт действовали всего лишь в девяти субъектах Федерации. Поэтому конституционные судьи предложили не выносить решение о назначении смертной казни до тех пор, пока суд присяжных не начнет действовать на всей территории России.
После состоявшихся 11 октября 2009 года выборов органов местного самоуправления в Чечне — а именно органы МСУ помогают при отборе присяжных заседателей — стало понятно, что уже с 1 января Россия вновь столкнется с необходимостью принимать решение по смертной казни. И появление запроса Верховного суда давало прекрасную возможность для политиков, которые не нашли на решение этой проблемы времени за 10 лет, и еще немножко потянуть процесс. Но судьи КС рассмотрели запрос в рекордно короткие сроки.
Можно сказать, что запрос Верховного суда — это одна из самых нейтральных процедур, но даже она спровоцировала бурную дискуссию в обществе. Так, в Общественной палате приводили данные, что в России сейчас содержится около 1,6 тысячи «смертников», то есть пожизненных заключенных.
При этом большинство населения, по данным опроса Левада-Центра, то есть 63 процента, выступают за введение смертной казни, но 46 процентов в то же самое время уверены, что суды выносят неадекватные приговоры. Понятно, что при таком разбросе мнений те субъекты государственной власти, которые могли бы обратиться в КС с вопросом о несоответствии шестого протокола РФ, предпочли этого не делать.
В определении судьи КС напоминают, что по состоянию на 1 ноября 2009 года протокол N 6 подписан и ратифицирован 46 государствами — членами Совета Европы. «Тот факт, что протокол N 6 до сих пор не ратифицирован, в контексте сложившихся правовых реалий не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования права на жизнь». Так же судьи истолковывают часть 2 статьи 20, указывая, что в России действуют «гарантии права на жизнь, комплексный мораторий на смертную казнь, который, по смыслу составляющих его правовых актов, первоначально предполагался в качестве краткосрочного». И раз уж этот мораторий действует более 10 лет, то за это время он оказался легитимен в правоприменительной практике и судебными решениями.
— В результате столь продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя РФ, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, указано в определении.
А то, что суды присяжных скоро начнут работать на всей территории России — не повод для применения смертной казни, считают в КС. Таким образом, мораторий продлен и будет действовать до тех пор, пока Россия не откажется от своих обязательств по Конвенции или не пересмотрит вторую главу своей Конституции через Конституционное совещание.
«Решая этот вопрос, я голосовал исходя из своей совести, я же человек, — улыбался вчера как именинник председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, — но Конституционный суд не Кассандра и не может предположить, как будут действовать депутаты Госдумы в будущем. Никто из высших государственных органов не может заставить Госдуму ратифицировать шестой протокол». Вместе с тем Валерий Зорькин признал, что трое судей голосовали против, хотя и отказался уточнять подробности, заметив, что еще не знает, будут ли они писать особые мнения. Судьи КС Сергей Казанцев и Михаил Клеандров вчера были недоступны для комментария, а судья Юрий Рудкин так же был не готов комментировать возможность появления особого мнения.
«Конституционный суд создал новую правовую реальность, которая еще должна будет теоретически осмыслена в дальнейшем, это, конечно, прецедент», — считает представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов. Он также считает, что «на мой взгляд, КС чуть расширил предмет рассмотрения, перейдя от процедуры к сущности вопроса».
В решении КС процесс отмены смертной казни назван необратимым, но судья Анатолий Кононов уверен, «что процесс уже закончился, я не думаю, что мы вышли за пределы своей компетенции, ведь толкование 20-й статьи Конституции — это привилегия КС».
— Законодатель уже столько лет не решал этот вопрос, хотя понятно, что смертная казнь — это вопрос «популярно» не популярный, а вопросы уголовного судопроизводства не должны решаться общественным мнением, для этого есть суды и практика применения их решений, — полагает судья Кононов.
rg.ru